Вопросы воспитания и подготовки нового поколения, которое придет на смену нынеживущим, интересовало человечество всегда. При генезисе мысли, формировавшей этот обычай всех времен и народов, именно на исходной точке воспитания как безусловного рефлекса представляется важным заострить свое внимание. Обряды, сопровождающие этот обычай, могли и могут быть любыми по форме. Интересно обратить внимание на содержание...
Общеизвестный факт, что после прохождения обряда инициации возвращались не все. Проходил "естественный отбор", где выживал сильнейший. Но с трудом вериться, что род стремился к самоуничтожению. Значит, к этому обряду-посвящению-испытанию человек шел хотя бы мало-мальски подготовленным. Вопрос: как готовили и в что было главным содержанием.
"По старому присловию, по мамкину сказанью: "Избушка, избушка, — молвил Иван, подув на нее, — стань к лесу задом, ко мне передом". И вот повернулась к Ивану избушка, глядит из окошка седая старушка"
Пара замечаний-наблюдений, подсказки для успешного прохождения обряда или нечто другое? Вопросы для разгадки. Или готовые ответы на еще не возникшие вопросы.
Что такое посвящение? Это — один из институтов, свойственных родовому строю. Обряд этот совершался при наступлении половой зрелости. Этим обрядом юноша вводился в родовое объединение, становился полноправным членом его и приобретал право вступления в брак. Такова социальная функция этого обряда. Формы его различны, и на них мы еще остановимся в связи с материалом сказки. Формы эти определяются мыслительной основой обряда. Предполагалось, что мальчик во время обряда умирал и затем вновь воскресал уже новым человеком. Это — так называемая временная смерть. Смерть и воскресение вызывались действиями, изображавшими поглощение, пожирание мальчика чудовищным животным. Он как бы проглатывался этим животным и, пробыв некоторое время в желудке чудовища, возвращался, т. е. выхаркивался или извергался. Для совершения этого обряда иногда выстраивались специальные дома или шалаши, имеющие форму животного, причем дверь представляла собой пасть. Тут же производилось обрезание. Обряд всегда совершался в глубине леса или кустарника, в строгой тайне. Обряд сопровождался телесными истязаниями и повреждениями (отрубанием пальца, выбиванием некоторых зубов и др.). Другая форма временной смерти выражалась в том, что мальчика символически сжигали, варили, жарили, изрубали на куски и вновь воскрешали. Воскресший получал новое имя, на кожу наносились клеима и другие знаки пройденного обряда. Мальчик проходил более или менее длительную и строгую школу. Его обучали приемам охоты, ему сообщались тайны религиозного характера, исторические сведения, правила и требования быта и т. д. Он проходил школу охотника и члена общества, школу плясок, песен, и всего, что казалось необходимым в жизни.
Таковы в схематическом изложении основные черты обряда.
Таковы в схематическом изложении основные черты обряда.
Общеизвестный факт, что после прохождения обряда инициации возвращались не все. Проходил "естественный отбор", где выживал сильнейший. Но с трудом вериться, что род стремился к самоуничтожению. Значит, к этому обряду-посвящению-испытанию человек шел хотя бы мало-мальски подготовленным. Вопрос: как готовили и в что было главным содержанием.
"По старому присловию, по мамкину сказанью: "Избушка, избушка, — молвил Иван, подув на нее, — стань к лесу задом, ко мне передом". И вот повернулась к Ивану избушка, глядит из окошка седая старушка"
Пара замечаний-наблюдений, подсказки для успешного прохождения обряда или нечто другое? Вопросы для разгадки. Или готовые ответы на еще не возникшие вопросы.
Действия, которые совершаются над юношей, напоминают нам действия, которые герой сказки совершает над ягой или Полифемом. Однако между обрядом и сказкой имеется одна принципиальная разница. В обряде глаза залепляются юноше, в сказке — ведьме или соответствующему ей персонажу. Другими словами, миф или сказка представляют собой точное обращение обряда. Почему такое обращение получилось?