пятница, 18 ноября 2011 г.

Интернет-ресурсы: средневековье, миракль, театр

Библиотеки:
Национальная библиотека Франции Gallica

Medieval drama: вики-ресурс, посвященный средневековой драме (на английском языке)

French Medieval Drama Database Project,
руководитель и главный редактор проекта Джесси Харлбат (Jesse Hurlbut ) jesse_hurlbut@byu.edu
Библиография:
Адам де ла Аль
Arnoul Greban (пока не доступно)
Eustache Mercade (пока не доступно)
Jean Michel (пока не доступно)
Судный день (мистерия XIV века, 94 персонажа, 89 миниатюр в манускрипте, три музыкальные произведения)
Библиография французских мираклей и мистерий Грэма Рунальса (Graham A. Runnalls)
Французский корпус религиозного театра Средних веков Грэма Рунальса (Graham A. Runnalls)

Архив средневековой литературы (ARLIMA) - создан для студентов и исследователей, специализирующихся в медеевистике. Каталог всех печатных и электронных публикаций. (на французском языке)

Менестрель: каталог интернет-сайтов, посвященных средневековью. (на французском языке)

Records of Early English Drama (REED)

Early Theatre - "Ранний театр" - это рецензируемый журнал, публикующий исследования о средневековой или ранней современной драматургии и истории театра, уходящей корнями в записи и документы Англии, Шотландии, Ирландии и Уэльса и связанные с этим направлением материалы. (на английском языке)

ГЕОСИНХРОНИЯ | GEOSYNCHRONY * Атлас всемирной истории | Atlas of World History
Карты и хронология
Зеркала сайта | Mirrors: historyatlas.narod.ru; www.hrono.ru/proekty/ostu/; hrono.info/proekty/ostu/

Авторефераты: средневековье, миракль

Средневековый французский миракль: проблемы жанра
Год: 2000
Автор: Романова, Оксана Павловна
Ученая cтепень: кандидат искусствоведения
Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
Код cпециальности ВАК: 17.00.01
Специальность: Театральное искусство
Количество cтраниц: 196

Искусство западного Средневековья и проблема исследовательского метода. Основные тенденции развития французской медиевистики второй половины XX века
Год: 2008
Автор: Субботина, Ольга Владимировна
Ученая cтепень: кандидат искусствоведения
Место защиты диссертации: Москва
Код cпециальности ВАК: 17.00.04
Специальность: Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура
Количество cтраниц: 146

А. Блок и европейское средневековье
Год: 2006
Автор: Пискарев, Владимир Александрович
Ученая cтепень: кандидат филологических наук
Место защиты диссертации: Владимир
Код cпециальности ВАК: 10.01.01, 10.01.03
Специальность: Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)
Количество cтраниц: 179

Чудо как жанрообразующий элемент средневековых религиозных жанров: Житие, пример, видение
Год: 2006
Автор: Смирнова, Виктория Викторовна
Ученая cтепень: кандидат филологических наук
Место защиты диссертации: Москва
Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Специальность: Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)
Количество cтраниц: 254

"Струящийся Свет Божества" Мехтильды Магдебургской: Проблемы жанра в средневековой мистической литературе (Германия)
Год: 2001
Автор: Гуревич, Римма Вульфовна
Ученая cтепень: доктор филологических наук
Место защиты диссертации: Москва
Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Специальность: Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)
Количество cтраниц: 353

Сюжеты об Адаме и Еве в свете исторической поэтики :На материале древней и средневековой еврейской и славянской книжности
Год: 2001
Автор: Каспина, Мария Михайловна
Ученая cтепень: кандидат филологических наук
Место защиты диссертации: Москва
Код cпециальности ВАК: 10.01.08
Специальность: Теория литературы. Текстология
Количество cтраниц: 251

четверг, 17 ноября 2011 г.

Лекции: средневековье, миракль, театр

Зарождение средневековой цивилизации Западной Европы.
Лектор: Басовская Н.И.
Проект: канал Культура, проект ACADEMIA
Время: 1-ая лекция 43:54; 2-ая лекция 44:03
Дата: 6.09.2010; 7.09.2010
Рекомендация: Общедоступная.
Описание: Доктор исторических наук Наталия Ивановна Басовская рассказывает о Западной Европе как арене слияния двух миров: погибшего, уходящего и никогда не ушедшего до конца мира западной римской цивилизации, одной из величайших в истории человечества, и нового - варварского - мира германцев.
Стенограмма: есть

Средневековый бестиарий.
Лектор: Махов А.Е.
Проект: канал Культура, проект ACADEMIA
Время: 1-ая лекция 43:58; 2-ая лекция 44:08
Дата: 01.11.11; 02.11.11
Рекомендация: Общедоступная.
Описание: Бестиарий – важнейшая часть средневековой семиотики, трактовавшей земные «вещи», в том числе зверей (от льва до муравья), как знаки. Вещи многозначны: «вся природа именует Бога» (Гуго Сен-Викторский), однако та же природа «именует» и дьявола. Знание бестиарной семиотики Средневековья позволяет нам расшифровать многие загадки визуальной демонологии этой эпохи, понять, почему дьявол на средневековых изображениях наделен столь причудливыми чертами, казалось бы, ускользающими от всякого толкования. Подробнее об этом рассказывает доктор филологических наук Александр Евгеньевич Махов.
Стенограмма: нет

среда, 16 ноября 2011 г.

Define: миракль

Источник


МИРА́КЛЬ (франц. miracle, от лат. miraculum — чудо) — жанр ср.-век. религиозно-назидат. драмы, сюжет к-рой представляет собой драматизацию христ. легенды или «жития» католич. святого и обычно оканчивается «чудом», совершаемым богородицей. Возник во Франции в нач. 13 в.; в 14 в. получил распространение в Европе. В старейшем франц. М. Жана Боделя «Игра о святом Николае» (о христ. рыцаре, попавшем в плен к сарацинам, но сохранившем икону св. Николая) прославлялись крестовые походы. В М. франц. поэта 13 в. Рютбёфа «Миракль о Теофиле» (рус. пер. А. Блока, Собр. соч., т. 4, 1961) повествуется о казначее церкви, продавшем душу дьяволу, но раскаявшемся и «спасенном» богородицей (мотив, развитый в последующей лит-ре, напр. в легенде о докторе Фаусте). Позднее в М. усиливались авантюрно-развлекат., реалистич.-бытовые черты, вытесняя религ. мотивы. В нек-рых М. разрабатывается семейно-бытовая тема (франц. «Миракль о Гибур»), намечаются психологич. характеры и конфликты (итал. М. «Представление о Стелле», «Представление о св. Уливе»); появляются мотивы социальной критики — произвола рыцарства (франц. «Миракль о Роберте Дьяволе»), порочных нравов католич. духовенства («Спасенная аббатиса»). В Испании М. близки ср.-век. аута. В эпоху Возрождения М. сохранился как орудие церк. идеологии, особенно в Испании, где широко бытовал в 15—17 вв. Жанр М. использовали Лопе Ф. де Вега Карпьо, П. Кальдерон, Тирсо де Молина. В конце 19 — нач. 20 вв. возродился интерес к М., особенно в декадент. лит-ре. М. Метерлинк в сатирич. легенде «Чудо св. Антония» (1903) обратился к форме М. для сатирич. осмеяния бурж. эгоизма. Дж. Рид в кн. «Восставшая Мексика» (ч. VI, гл. 3) рассказывает о представлении нар. мекс. разновидности старинного исп. М.
Лит.: История франц. лит-ры, т. 1, М. — Л., 1946, с. 163—166; Хрестоматия по истории зап.-европ. театра, под ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1953; История зап.-европ. театра, под ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956, с. 42—53; История нем. лит-ры, т. 1, М., 1962; Cohen G., Le théâtre religieux, в его кн.: Le théâtre en France au Moyen âge, pt. 1, P., 1948; Frank G., The medieval French drama, Oxf., 1954.
Б. А. Гиленсон.
Краткая литературная энциклопедия (КЛЭ)

Издательство: М.: Советская Энциклопедия
Переплет: твердый; 4000 страниц; 1962 - 1978 г
Том 1. Аарне - Гаврилов. 1088 стр, 1962 г.
Том 2. Гаврилюк - Зюльфигар Ширвани. 1056 стр, 1964 г.
Том 3. Иаков - Лакснесс. 976 стр. 1966 г.
Том 4. Лакшин - Мураново. 1024 стр. 1967 г.
Том 5. Мурари - Припев. 976 стр; 1968 г.
Том 6. Присказка - "Советская Россия". 1040 стр; 1971 г.
Том 7. "Советская Украина" - Флиаки. 1008 стр; 1972 г.
Том 8. Флобер - Яшпал. 1136 стр; 1975 г.
Том 9 (дополнительный). Завершает издание Краткой литературной энциклопедии. По своему содержанию он ориентирован прежде всего на явления литературного развития последних полутора-двух десятилетий. Завершается 9-й том предметно-именным указателем ко всему изданию КЛЭ. 970 стр; 1978 г.


вторник, 1 ноября 2011 г.

Средневековый демонологический бестиарий. Лекции Александра Махова на канале Культура.

Источник
Средневековый демонологический бестиарий.
Видео программы из цикла "ACADEMIA". Бестиарий – важнейшая часть средневековой семиотики, трактовавшей земные «вещи», в том числе зверей (от льва до муравья), как знаки. Вещи многозначны: «вся природа именует Бога» (Гуго Сен-Викторский), однако та же природа «именует» и дьявола. Знание бестиарной семиотики Средневековья позволяет нам расшифровать многие загадки визуальной демонологии этой эпохи, понять, почему дьявол на средневековых изображениях наделен столь причудливыми чертами, казалось бы, ускользающими от всякого толкования. Подробнее об этом рассказывает доктор филологических наук Александр Евгеньевич Махов.

1-ая лекция

2-ая лекция

Точка зрения:
Идея зверя не только как природного, но и культурного феномена.

Средневековые изображения таят основной корпус загадок этой культуры.

Рождение оксюморона: "deformis formositas, ac formosa deformitas" - безобразная красота или прекрасное безобразие.
Но для чего же в монастырях, перед взорами читающих братьев, эта смехотворная диковинность, эти странно-безобразные образы, эти образы безобразного? К чему тут грязные обезьяны? К чему дикие львы? К чему чудовищные кентавры? К чему полулюди? К чему пятнистые тигры? К чему воины в поединке разящие? К чему охотники трубящие? Здесь под одной головой видишь много тел, там, наоборот, на одном теле — много голов. Здесь, глядишь, у чет­вероногого хвост змеи, там у рыбы — голова четвероногого. Здесь зверь — спереди конь, а сзади — половина козы, там — рогатое животное являет с тыла вид коня.
Столь велика, в конце концов, столь удивительна повсюду пестро­та самых различных образов, что люди предпочтут читать по мрамору, чем по книге, и целый день разглядывать их, поражаясь, а не раз­мышлять о законе божьем, поучаясь.
Бернард Клервосский. Апология к Гвиллельму, аббату монастыря св. Теодорика //История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5 т. Т.1. М.,1962. С. 281-282.

Вся средневековая культура построена на аналогии между изображением и текстом - и то и другое можно читать.

Фомула папы Григория Великого "pictura quasi scriptura" - изображение как письмо, как текст.

На каком же языке написаны эти изображения?
Наша главная семиотическая система - язык слов. Средневековая семиотика не испытывала доверия к языку слов - его придумал человек; Бог не говорит на языке слов. А на каком же языке он говорит? Вот вопрос, который занимал умы, по крайней мере со времен Августина Блаженного. И ответ был найден: Бог говорит на языке вещей. Все смыслы выражены вещами. Основу этой системы разработал Августин Блаженный (трактат "О граде Божьем" - идея красноречия вещей по аналогии с красноречием слов). В основе устройства мира лежит антитеза - противоположность добра и зла, праведников и грешных.

Общее для средневековья представление о листе рукописи как "зеркале мира". Алан Лилльский, философ и поэт ХII в.: "Все творения мира суть для нас как бы книга, картина и зеркало"
Стихи, приписываемы Алану Лилльскому:
«Все земные твари мира, подобно книгам или картинам, являются нашим отражением. И точным отпечатком нашей жизни, нашей смерти, нашего положения, нашего удела. Мы подобны розе, в ней – подлинный образ нашей жизни и ее урок. Ибо на заре она расцветает, а в пору вечерней старости с распустившегося бутона опадают листья».

Задача расшифровки языка Бога и создает средневековую систему смыслов вещей.

Аврелий Августин "О граде Божьем"